Многие европейские страны, из-за пандемии коронавируса, вводили строгий карантин, и полностью закрывали границы, ограничивая транспортировку даже транзитных грузов, по территории своей страны. Со временем практически все государства сняли такие ограничения, но сейчас опять наблюдается новая волна, в связи с чем ситуация в сфере международных грузоперевозок остается нестабильной.
Как пандемия повлияла на рынок международных грузоперевозок?
Уменьшение количества заказов на доставку товаров из Европы в Украину и в обратном направлении — этот только часть проблемы. Вместе с этим, для водителей увеличились риски заражения COVID-19, а также попасть в обсервацию. Это стало причиной того, что найти водителя стало гораздо сложнее. В первую очередь это коснулось мелких перевозчиков и небольших логистических компаний.
Из-за всплеска заболеваемости в Украине, а также в США, Бразилии, Индии и в большинстве европейских стран, прогнозируется снижение общего объема международных грузоперевозок, где-то в пределах 30-40%. Согласно статистических данных, предоставленных специалистами грузо-транспортной компании Grand Logistics Company, и составленных на основании анализа деятельности в период предыдущих жестких карантинных ограничений, в зависимости от вида грузоперевозок, данный показатель может несколько изменяться. В частности, самой чувствительной к изменениям оказалась отрасль авиаперевозок, спрос на которые значительно упал. На втором месте — доставка грузов автомобильным транспортом. Достаточно серьезные проблемы были и с транспортировкой товаров по морю, — в первую очередь из Китая. Объясняется тем, что большие партии продукции были заблокированы на территории страны. Еще одна проблема, с которой столкнулась логистическая отрасль — дефицит возвратной тары (обратных контейнеров).
Меньше всего карантинные ограничения затронули железнодорожные грузовые перевозки, где наблюдалось временное уменьшение объемов перевозимых грузов, примерно на 4%. При этом улучшились условия для грузовых поездов, так как значительно сократились пассажирские перевозки. Среди положительных моментов, следует отметить стремление логистических компаний, максимально сократить расходы, за счет оптимизации процессов, а также более активного использования бесконтактных способов оформления сопроводительной и таможенной документации в электронном виде.
Ценообразование и работа в условиях повышенных рисков
В самом начале пандемии, тарифы на внутренние и международные грузоперевозки несколько подскочили, но через некоторое время стали постепенно снижаться. Это объясняется нестабильным и неравномерным спросом. Здесь важно понимать, что формирование цен на услуги доставки грузов должны быть обоснованным и конкурентным. В противном случае резкое повышение тарифов, в период кризиса и карантинных ограничений, может оказать критическое воздействие на некоторые отрасли, но и возить в ущерб себе тоже никто не хочет. Поэтом важно найти «золотую середину».