Контейнерные перевозки, выполняемые различными видами транспорта, в настоящее время стали главным способом доставки товаров. Являясь наиболее экономичным видом транспортировки продукции без выполнения перегрузочных операций, позволяют значительно сократить издержки на перевозку.
История развития доставки грузов в контейнерах сравнительно молода. Конструкцию такого транспортного средства придумал М.Малкин из США. Некое подобие использовали для железнодорожных перевозок и немцы во время II Мировой войны. Однако на повсеместное внедрение идеи понадобилось еще два десятилетия. Максимум преимуществ, которые обеспечивают контейнерные грузоперевозки, проявилось во время доставок грузов из США во Вьетнам, когда в этом регионе происходила война. К моменту ее окончания в 1973 году уже 4/5 всех морских перевозок в регионе Юго-Восточной Азии были именно контейнерными. Вскоре они стали и абсолютным мировым стандартом.
Основные преимущества
- Универсальность. В контейнерах можно транспортировать любые грузы, допущенные соответствующими правилами к перевозке.
- Простота. Погруженный в закрытый блок груз в нем же и перегружается из морского транспорта на железнодорожный и/или автомобильный.
- Безопасность. Внутри модуля максимально обеспечивается сохранность товаров, сырья. Закрытие и открытие контейнеров производится только в присутствии представителей заказчиков.
- Удобство. В модулях упрощается складское хранение и компьютерный трекинг.
- Низкая стоимость транспортировки.
Из главных плюсов контейнерных перевозок вытекают и их недостатки:
- Так, низкая стоимость компенсируется медленной скоростью перемещения контейнеровозов по морским путям, что особо заметно при доставке продукции из США и, чуть менее, из Китая.
- После получения груза контейнер необходимо возвратить. При этом потенциальное количество товаров, отправляемых в обратном направлении, несравнимо меньше. Поэтому треть всех контейнеров в обратном рейсе, а порой и больше, перевозится пустыми.
Виды контейнеров
Сегодня применяется два вида контейнеров в 20 и 40 футов. В качестве стандарта приняты 20-футовые модули. В них исчисляется объем перевозок, вместимость судов и т. д.
Кроме размеров контейнеров существуют и разные их типы:
- стандартные;
- термо (рефрижераторы);
- контейнеры для наливных грузов;
- открытые.
Если контейнерная перевозка предполагает использование нескольких видов транспорта, то ее называют мультимодальной или интермодальной.
Железнодорожные грузоперевозки
Железные дороги занимают приоритетное положение на рынке грузоперевозок по множеству причин. Это и развитость железнодорожной сети, дешевизна относительно автотранспорта. По оценкам экспертов ежегодный объем таких перевозок составляет примерно 1,5 миллиардов тонн самых разнообразных грузов: от нефти, леса и другого сырья, до бытовой электроники.
Подавляющее большинство крупных предприятий имеет собственные железнодорожные ветки. По ним осуществляются поставки сырья и отправка готовой продукции.
Перевозки по железной дороге осуществляются:
- универсальными вагонами;
- контейнерами;
- цистернами;
- вагонами-рефрижераторами;
- открытыми платформами и т.д.
Кроме того существует множество специальных типов вагонов, которые предназначены для одного вида грузов. Это, например, вагоны для муки, цемента, спирта, нефти, автомобилей и так далее.
Стоимость железнодорожных перевозок намного ниже, чем у автомобильных или авиа. Она значительно уступает лишь морскому транспорту. Кроме того, доставка в отдельные регионы иными способами невозможна. Железнодорожный транспорт надежнее автомобильного и вероятность аварий в разы меньше, чем на автострадах.
Понятие железнодорожные перевозки — это не просто погрузка груза в вагон в начальной точке маршрута и выгрузка в конечной, а целый ряд моментов, по которым рассчитываются тарифы. Это оформление перевозочных и сопроводительных документов, тарирование грузов, охрана в процессе перевозки и др.
Одной из основных проблем железнодорожных грузоперевозок является воровство, которого не удается избежать даже с помощью охраны. Лучшим выходом из ситуации являются контейнерные перевозки. Погруженный модуль закрывается заказчиком и в таком виде доставляется в пункт отправки, где перегружается на железнодорожную платформу. В конечной точке, контейнер вскрывается уже непосредственно на складе заказчика. Это гарантирует сохранность товаров.
Мультимодальные перевозки
Мультимодальными называются те грузоперевозки, при которых используется не один, а несколько видов транспорта. При этом ответственность за груз, начиная от точки отправления, и заканчивая пунктом назначения, берет на себя одна экспедиторская компания.
Сегодня мультимодальные перевозки являются одними из востребованных услуг на рынке, так как заказчику ненужно самостоятельно связываться с несколькими транспортными компаниями и заниматься организационными моментами. Особенно актуально это при доставках грузов из других стран — международных грузоперевозках.
Наиболее загруженным направлением является перевозка грузов из Китая. Этому способствует как рост производственных мощностей в этой стране, так и электронная коммерция. Ведь теперь, благодаря интернет-сайтам, заказчики стали напрямую заказывать партии товара у производителей.
Способы доставки
Существует три основных способа доставки: EXW, FOB и CIF/CIP. Каждый из них мы рассмотрим более подробно.
✓ EXW
Аббревиатура расшифровывается как Ex Works, являясь наиболее подходящим термином, описывающим данный вид грузоперевозок — самовывоз. Покупатель получает товар на складе производителя. Далее вся ответственность за грузоперевозку и сохранность товара полностью «лежит на его плечах». Продавец ни за что не отвечает.
✓ FOB
Расшифровывается как «Free On Board». В данном случае продавец обязуется доставить груз к тому судну, которое ему укажет покупатель. С момента разгрузки вся дальнейшая ответственность лежит на покупателе.
✓ CIF/CIP
Расшифровывается как «Cost, Insurance and Freight/ Carriage and Insurance Paid». Схема, при которой продавец не только организует доставку товара до указанной клиентом точки, но и берет на себя обязательства по оформлению всех сопроводительных документов, включая страховку.
Организация мультимодальных перевозок является достаточно сложной, и взяться за них могут лишь опытные транспортные компании, такие как Grand Logistics CompanL. В нашем штате имеются квалифицированные специалисты и переводчики, обеспечивающие взаимодействие с зарубежными партнерами. Главным для заказчика является доставка товара в целости и сохранности и точно в оговоренные сроки. Все остальное — заботы исключительно транспортного экспедитора.